Москва и МО
Санкт-Петербург
Казань
Е
Екатеринбург
К
Казань
Краснодар
М
Москва и МО
Н
Новосибирск
П
Пермь
Р
Ростов-на-Дону
С
Самара
Санкт-Петербург
Саратов
Сочи
Ч
Челябинск

Культурное просвещение: невесомая красота поэзии

Рифма, как мелодичная, захватывающая буря выливается из сердца поэта. Она разрывает время и пространство, оставаясь в настоящем моменте в виде бесконечных внутренних противоречий: эмоциональных всплесков и спокойных течений, чувственных страстей и холодных, непроницаемых взглядов.

Можно посвятить миллиарды эпитетов чувству любви, но ничто не сможет описать ее столь же прекрасно, как поэзия. Задумываясь о том, как некоторым представителям человечества удается складывать целую вереницу слов в стихотворения, можно предположить, что настоящий поэт по-другому просто не умеет. Его мир состоит из рифм и фраз, наполненных непередаваемой красотой.

О великих творцах, гениях поэзии и скульпторах рифм мы расскажем вам в данной статье.

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН  

«…Чтоб все время в синих дремах,

Не стыдясь и не тая,

В нежном шелесте черемух

Раздавалось: «Я твоя…»


Слова, сплетенные во фразы, могут перенести человека в бескрайний мир воображения. Сергей Есенин – поэт, вызывающий мурашки у читателя его произведений. Читаешь, и возникают картинки, сцены, ситуации, даже ароматы.

О творчестве: С первых же стихов, в поэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы».

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

«…И в пролет не брошусь

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною, кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа…»


Пожалуй, нет ни одного поэта, который сравнился бы со смелостью, искрометностью и прямолинейностью Владимира Маяковского в выражении своих чувств. Он готов кричать о любви, дарить себя без остатка, наслаждаться малыми крупицами счастья, лишь бы быть с единственной дамой сердца. Читая эти строки, каждый, кто хоть раз любил, узнает себя, и в этом гениальность и вечная актуальность творчества автора.

О творчестве: Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно». Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно. После 1917 года Маяковский стал много писать, за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет — одиннадцать томов.

АЛЕКСАНДР БЛОК

«…Она, как прежде, захотела 

Вдохнуть дыхание свое 

В мое измученное тело, 

В мое холодное жилье...»


Так много сказано о любви, так много спето, но есть такие произведения, которые просто невозможно обойти стороной, в которые хочется «нырнуть» с головой и раствориться. Стихотворения Блока, посвященные любви, заставляют сердце биться быстрее.

О творчестве: Для творчества Блока характерно парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного. Во многом это объясняется его психической организацией, которая породила так называемый «блоковский символизм». Блок был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал.

АФАНАСИЙ ФЕТ

«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей…»


Стихотворения Афанасия Фета не просто читаются, они, будто льются из сердца – горячие и откровенные слова о любви проникают в самую суть человеческих чувств. Автор не просто описывает всем знакомое ощущение привязанности, - он живет этим удивительным чувством и делится им со своими читателями, по сей день.

О творчестве: Фет — поздний романтик. Три основные его темы — природа, любовь, искусство, объединяемые темой красоты. Помимо поэзии, Афанасий Фет увлекался переводами: он обратился к переводу Шопенгауэра и перевёл два его сочинения: «Мир как воля и представление» (1880, 2-е изд. в 1888 г.) и «О четверояком корне закона достаточного основания».

ИВАН БУНИН

«Снова сон, пленительный и сладкий,

Снится мне и радостно пьянит, -

Милый взор зовет меня украдкой,

Ласковой улыбкою манит».


Все творчество поэта и писателя пронизано созерцанием первозданной красоты природы, человека, животного и окружающего мира.

О творчестве: Стихи Бунина, это строгое следование классической формы, однако, каждая его строфа имеет уникальный, ни с кем несравнимый почерк. Поэт и писатель, отличие от своих многих соратников по литературному цеху, не затрагивал политику и не пытался философствовать на тему неравенства и социальной несправедливости. Он стал первым русским писателем, удостоившимся Нобелевской премии.

 

Над материалом работали: 

Текст - Валерия Васильева 

Оформление - Ксения Качанова.