Москва и МО
Санкт-Петербург
Казань
Е
Екатеринбург
К
Казань
Краснодар
М
Москва и МО
Н
Новосибирск
П
Пермь
Р
Ростов-на-Дону
С
Самара
Санкт-Петербург
Саратов
Сочи
Ч
Челябинск

Волшебство росписи по стеклу

Весеннее солнце яркими красками расцвечивает окружающую действительность, природа оживает, а сердце поет вместе с птицами, вернувшимися с зимовки. Самое время, друзья, поговорить о прекрасном. Сегодня мы расскажем вам несколько интересных фактов о росписи по стеклу.

По легенде, дошедшей до нас благодаря древнеримскому историку Плинию Старшему, стекло отрыли в глубокой древности финикийские купцы. Решив заночевать на песчаном берегу,  они не нашли камней и сложили очаг из африканской соды, взятой из перевозимых товаров. Утром на месте костра они обнаружили несколько гладких, не похожих ни на что пластин, смутно пропускающих свет.

Стеклоделием занимались в Древнем Египте и в Месопотамии около 5-4 тыс. лет тому назад, и искусство это живет и сейчас.  На протяжении тысячелетий техники работы со стеклом совершенствовались, изобретались новые приемы выплавки стекла и формования изделий, мастера-стеклодувы становились искуснее,  а готовые изделия – тоньше и изящнее. Человек редко довольствуется малым, и стремится не только к удобству, но и к красоте, а потому сначала появилось цветное стекло,  потом искусство выполнения различных мозаик из множества ярких полупрозрачных кусочков, а после, в Х веке, с появлением листового стекла, была придумана и живопись по стеклу.

Впервые об изготовлении расписных витражей упоминается в книге XII века, и речь идет о применении краски шварцлот – смеси окислов меди и железа с легкоплавким стеклом. В процессе обжига  пигмент спекался с основой в единое целое. Оконные проемы западноевропейских церквей на тот момент повсеместно украшали цветным стеклом, и появление новой техники позволило разнообразить узоры, так как стали возможны не только орнаменты, но и более детальные и реалистичные изображения. Развитию витражной живописи в Европе (на Руси она появилась значительно позже) существенно способствовал приход готического стиля в архитектуре, с его величественностью и монументальностью во всем, включая оконные проемы. 


В XIV веке появилось прозрачное листовое стекло и краски на основе окислов серебра, и окна храмов заиграли на солнце золотистыми искрами. Мозаика всё больше уступала место живописи, способной изображать на стекле библейских героев. С годами витражная роспись становилась реалистичнее, а сюжетные композиции – все сложнее. Эпоха Возрождения добавила стеклянным картинам перспективу и объём. К этому времени витражи перестали быть исключительно церковным убранством, и хотя стоили немалых денег, стали появляться в светских зданиях, и даже в домах горожан позажиточнее.

Развитие этого искусства было приостановлено религиозными войнами второй половины XVI века и последовавшей за ней эпохой Просвещения. Все, что не было разрушено во время битв и разрухи, было уничтожено и заменено обычными стеклами, как ненужное, только мешающее проникновению света в храм, в то время как в почете было все светлое и ясное.

На рубеже XVIII и XIX веков забытое искусство витражной росписи получило второе рождение. К этому времени уже научились производить большие листы ровного стекла, что открыло новые горизонты для творчества. Оконные проёмы превратились в настоящие живописные полотна. К концу XIX века витражная роспись вновь перестала пользоваться спросом: стилю модерн больше соответствовала не живопись, а панно.  К тому же, тяжелое время и войны разрушали хрупкие стеклянные картины, и казалось, это искусство больше не возродится. Тем не менее, во второй половине ХХ века при восстановлении старинных храмов и монастырей потребовалось заполнять оконные проёмы, и стеклянные расписные полотна вновь начали изготавливать.

К третьему тысячелетию технологии развились настолько, что позволяют наносить изображение на витринные, безопасные стёкла, а краски больше не выцветают, несмотря на воздействия осадков или перепады температур.  Витражи стали более долговечными и более доступными. У людей появилась возможность сделать практически любое помещение уникальным, придать ему индивидуальности и загадочности. Стекло с разнообразными рисунками вновь вошло в моду.

Новая ступень витражного искусства, наиболее ценная сейчас, в XXI веке – ручная роспись стекла. Красивой формы изделие из качественного материала, расписанное рукой художника, ценится все выше, так как совмещает в себе одновременно красоту и функциональность.  Стильная роспись по стеклу может легко преобразить интерьер, и стать отличным подарком, поскольку одновременно красива, уникальна и памятна.

В наши дни заняться росписью по стеклу может любой желающий, благо техник росписи известно множество,  и практически в каждом городе можно найти все необходимое для работы, различные курсы и мастер-классы. Так что если вас заинтересовало древнее искусство, не откладывайте в долгий ящик, и отправляйтесь на встречу с прекрасным: посетите мастер-класс или попробуйте создать что-то красивое самостоятельно дома. Возможно, ваши работы и не встанут в оконные проемы Нотр-Дама, но почему бы не украсить свой дом памятными расписными бокалами или не сделать в подарок вазу или баночку для всяческих мелочей?